Пятница 22 сентября 2017

Символы Святой Троицы

День Святой Троицы

Почему апостолы ждали?

Очевиден ответ на вопрос: они ждали, потому что Господь Иисус Христос велел им дожидаться пришествия Святого Духа. Однако за этим ожиданием скрывается на много больше, чем нам кажется. Мы должны четко понять разницу между апостолами до Пятидесятницы и после. Пережитое ими было так значительно, что изменило их личности навсегда, сделав их другими людьми. Страх превратился в бесстрашие мучеников; рыбакистали учителями; на место сомнения пришла сдвигающая горы вера. И все благодаря Пятидесятнице.

Необходимость Пятидесятницы

Некоторые из нас не понимают необходимости Пятидесятницы. Пятидесятница — это явление Святой Трицы миру. Именно поэтому этот день также именуется в церкви Днем Святой Троицы. Апостолы знали Отца. Они стали учениками Сына. Затем исполнились Святого Духа. Пятидесятница, помимо прочего, еще и рождение Новозаветной Церкви. Это принятие Духа Божия всеми верующими. Это объединение всего человечества и решительный поворот от хаоса Вавилонской башни.

Святая Пятидесятница является свидетельством того, что христианство — неземная религия, придуманная не людьми. Христианство не просто свод этнических норм и нравственных правил, а чудесное и удивительное единение Бога и людей. Это одухотворение и обожествление человека.

Христианство — это не просто идеи, нравственные правила, этические нормы, форма общественного устройства и т.д. Все это, конечно же, присутствует в христианстве, но не является сущностью Православия. Христианство заключается в преображении и обожении человека, а не в идеях. Не может быть христианства без Пятидесятницы. Православие без Святого Духа — не Православие.

Жизнь христианина между Вознесением и Пятидесятницей

В свете вышесказанного разве не трагично то, что очень часто мы воспринимаем Православие лишь как некий набор идей? Мы считаем себя православными, поскольку верим в определенные понятия, были обращены или рождены в нужной семье в нужное время. Останься апостолы в том состоянии, в котором они пребывали между Вознесением и Пятидесятницей, и мир никогда бы не услышал Благой вести. Они бы никогда не стали великими святыми и никогда бы не изгнали ни одного беса. Но они стали святыми и поражали бесов, потому что жили в единении со Святым Духом Божьим.

Однако своей жизнью мы, православные, слабо свидетельствуем о том, что живем во времена после Пятидесятницы. Наша вера слаба, мы связаны по рукам и ногам грехами, в нас почти нет христианской радости.

Читая или слушая Деяния святых апостолов, мы думаем о том, что уклад жизни апостолов был совсем другим, не похожим на наш. Читая житие того или иного святого, мы понимаем, что образ его жизни нам чужд и малопонятен. Почему так? Потому что мы живем без Святого Духа. Мы скорее похожи на боязливых и сомневающихся апостолов до Снисхождения Духа Святого.

Однако вокруг нас есть люди, которые словно светятся изнутри. Эти люди с радостью переносят все жизненные невзгоды. Их ничто не печалит. Почему? Потому что они пребывают в живой, динамичной связи со Святым Духом. Они искренни в своей молитве к Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прийди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Именно в таких людях живет Святой Дух, очищая и спасая их.

Христианство без Пятидесятницы — пустая оболочка

Святая Троица - Пятид...
Если наша православная жизнь не исполнена Святого Духа, она тщетна! Для начала подумайте о том, что начало всех святых церковных таинств — Святой Дух.

Крещение является спасительным для нас не потому что мы рождаемся только от одной воды, но и от Духа (Иоанна 3:3 — 5)

Миропомазание само по себе является личной Пятидесятницей и печатью дара Духа Святого.

Рукоположение — это особое завещание Святого Духа людям, и суть священства заключается в том, что священник является источником Святого Духа в общине.

Именно поэтому Господь собрал двенадцать апостолов, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоанна 20:23)

Брак принадлежит исключительно земной жизни, если он не освящен Святым Духом и не скреплен Его любовью.

Соборование без Святого Духа не более, чем сложная процедура по уходу за кожей, ведь именно Святой Дух, которым освящается масло, лечит наши тела и души.

Таинство исповеди неискренне и бессмысленно, если исповедью не движет вдохновленное Духом Божьим раскаяние, за которым следует прощение грехов, облаченное силой Духа Святого.

А теперь подумайте о Таинстве из Таинств и Чуде из Чудес: Святой Евхаристии. Евхаристия совершается только действием Святого Духа. Ведь именно Его священник призывает снизойти на престол в молитве Богу о предложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христову: «...ниспосли Духа Твоего Святаго на нас и на предлежащие сии дары и соделай хлеб сей почитаемым Телом Христа Твоего, а то, что в чаше сей, почитаемой Кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым».

Реальность Евхаристии удивительно подтверждается жизнями многих святых, особенно святых епископов или священников, совершавших литургию.

Святой Василий Великий рассказывал, что над престолом в его церкви висела красивая золтая лампада, сделанная в форме голубя. Каждый раз во время пресуществления Святых Даров лампада начинала раскачиваться.

Похожую историю рассказывал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Служа литургию, он всегда видел Святой Дух, в виде пламени сходящий на святую чашу во время эпиклезы.

Однажды литургия затянулась, поскольку о. Иоанн не хотел продолжать служить, пока не увидит огонь. Огня все не было, и о. Иоанн в недоумении повернулся к дьякону и увидел, что его лицо покрыто темным облаком. На вопрос о. Иоанна о том, что случилось, дьякон честно признался, что плохо подготовился к литургии. Он разоблачился, покинул алтарь и только после этого на престол снизошел огонь.

Все святые таинства без Святого Духа — лишь пустая форма. Это же можно сказать обо всех аспектах нашей религиозной жизни, если его целью не является стяжание Святого Духа. Не случайно наш Господь «поведен был Духом в пустыню» (Луки 4:1), где провел в посте сорок дней. Грех не может быть побежден без Святого Духа. Он единственный, Кто дает нам власть «умерщвлять дела плотские» (Рим. 8:13).

Продолжать можно бесконечно. Не может быть молитвы без Святого Духа, молящегося в нас. Не может быть Церкви без Святого Духа. Не может быть святилища без Святого Духа. Когда строится церковь, епископ освящает и алтарь, и святилище. Храм переживает свою Пятидесятницу, поскольку это не просто место собрания, но Дом Божий и храм Святого Духа. Если это не так, то церковь становится сборищем сатанинским (Откр. 9:11).

Наша цель — стяжать Святой Дух

В свете истины мы видим, как прав был святой Серафим Саровский, когда его спросили, в чем смысл жизни, на что он ответил: «В стяжании Духа Святаго»

«Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? Или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Луки 11:11-13). Все наши христианские усилия и духовная борьба направлены только на одно: возрастание в Духе Святом. Именно это и есть духовность, и смысл христианства — в единении человека с Богом посредством Святого Духа. Не будем же искажать истинную суть нашей религии, живя так, словно Православие заключается в идеях, нравственности и т.д. Это не так. Христианство заключается в единении с Истинным Богом, который по своему милосердию уподобляет нас Себе.

Почему на Троицу храмы украшают ветками берез?

С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью — ветками берез, цветами.

Откуда берет начало этот обычай?

Многие задают этот вопрос.

Тут две причины: одна — церковно-историческая, а другая — символическая.

Исторически, думается, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день на аналое.

Также день Пятидесятницы еврейской, ветхозаветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пятидесятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.

Несомненно, и в этот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Однако троицкая зелень имеет и символический смысл. Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, от того что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна и — и появились зелень, листочки и цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью — и наше сердце расцвело.

Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа человеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал: «Я лоза, а вы ветки» (ср.: Ин 15:5)

И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут эти деревца, побывши несколько дней оторванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа.

Пресс-служба Одесской епархии

Рекомендуем похожие материалы:

Социальные закладки: 

Комментарии в сетях:

Добавить комментарий

При добавлении комментариев не забывайте про взаимоуважение к друг-другу,в независимости от различия во взглядах! Просьба не использовать в комментариях не нормативную лексику, никого не оскорблять и не публиковать тексты, не имеющие отношения к теме статьи!


Защитный код
Обновить

Облако тегов

Вход

    Яндекс.Метрика
Positive SSL